Психологическая готовность к школе

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА

Требования к детям, поступающим в школу

Поступление в первоначальный класс — переломный момент в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И это ясно: в соответствии с реформе общеобразовательной и опытной школы учениками первых классов становятся сейчас шестилетние дети. Как сложится их новая жизнь, сильно зависит от того, как готовились они к этому этапу за предшествующий период.

Психологическая готовность к школе

Само собой разумеется, принципиально важно, дабы ребенок отправился в школу физически крепким, здоровым.

Особенного внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, упрочнение нервной системы, формирование верной осанки и т. д. Так как часто как раз по состоянию организма кое-какие дети отстают в учении. Принципиально важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Особые изучения дают основание разглядывать выносливость как узловую чёрта физического развития.

Это свойство теснейшим образом связано с работоспособностью, так нужной с целью достижения успеха в учебной деятельности.

Но для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психологической готовности, развитие у детей психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями, нужными для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

Содержание психологической готовности определяется той системой требований, каковые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к каким они привыкли в детском саду. Связаны они с трансформацией социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школу, и со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется намного больше самостоятельности и организованности, умения руководить своим поведением.

При переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы регуляции деятельности, каковые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные методы действий. Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия (Коломинский Я. Л. Панько Е. А. 1999).

Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Преподаватель обращается к ученику, в большинстве случаев, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому — как к человеку, у которого имеется своя работа, обязанности и права. В классе большое количество незнакомых ребят, с которыми он будет обучаться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Центром, главным содержанием жизни первоклассника делается его учебная деятельность, исходя из этого так остро, аффективно переживают дети свои удачи либо неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям сильно зависит от того как последние обучаются. Как справедливо отмечает Л. И. Божович (1968), вопросы школьного обучения — это имеется не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания.

Психологическая готовность к школе

Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.

Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.

Интеллектуальная готовность ребенка

Ребенок, поступающий в первоначальный класс, должен иметь высокий уровень интеллектуального развития. Продолжительное время об умственном развитии делали выводы по количеству усвоенных знаний, умений, по объему умственного инвентаря ребенка, который выявляется в словарном запасе. Кое-какие считаюм, что чем больше слов знает ребенок, тем больше он развит. Это не совсем так.

направляться учесть, что изменились условия жизни и домашнего воспитания. Дети практически купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко возрастает, но это не означает, что такими же темпами начинается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Само собой разумеется, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, публичной жизни нужны дошкольнику как фундамент того, что будет им в будущем освоено в школе. Пустая голова не рассуждает, — справедливо подмечал отечественный психолог П. П. Блонский, — чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать.

Программа начальной школы, ее усвоение потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать независимые выводы — потребует достаточно развитых познавательных процессов. Изучения, проводимые психологами и педагогами Университета дошкольного воспитания РАО, других научных центров бывших советских республик и зарубежных государств, продемонстрировали, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными методами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой публично выработанных сенсорных эталонов. Использование их дает ребенку возможность дифференцированней принимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что детям дошкольного и младшего школьного возраста доступно познание неспециализированных связей, правил и закономерностей, лежащих в базе научного знания. Так, к примеру, в старшем детском возрасте ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знание о сотрудничестве организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, строением и поведением.

Старший дошкольник может очень многое, но не нужно переоценивать умственные возможности шестилеток. Логическая форма мышления еще не обычна, нехарактерна для этого возраста. Тип мышления шестилетнего ребенка специфичен.

Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития ребенка (Поддьяков Н. Н. 1990; Венгер Л. А. 1979).

Последние изучения мышления шестилетних детей говорят о том, что сформированность образного мышления имеет громаднейшее значение для их обучения в школе. Уровень же развития логического мышления менее прогностичен (при большом уровне успешность фактически не выше, чем при среднем).

Кажущийся парадокс разъясняется тем, что нормы и методы действий, задаваемые ребенку на первоначальном этапе обучения в школе, очень несложны и для контроля за их исполнением достаточен средний уровень развития логического мышления. Психологи приходят к выводу: предельная обобщенность логического мышления на этом возрастном этапе оборачивается слабостью, порождая формализм мышления (Венгер Л. А. 1984).

Ответственное значение при подготовке ребенка к учебной деятельности имеет наличие у него зачаточных умений, требуемых в данной деятельности. Умения эти снабжают большой уровень обучаемости. Характерной изюминкой его есть умение выделить учебную задачу и перевоплотить ее в независимую цель

деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать обстоятельства увиденной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.

Отечественные психологи Л. И. Божович (1979) и Л. С. Славина распознали, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет так именуемую теоретическую направленность, у других она более связана с практической, бытовой деятельностью. Внимательному глазу педагога нетрудно в своем классе, группе выделить таких мелких теоретиков и практиков. Как раз теоретики — с благородным интересом ко всему окружающему — являются явными почемучками. Умственная пассивность других (не желает думать) часто приводит их в число отстающих в школе. Обстоятельства для того чтобы рода пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Не будучи в состоянии совладать с самыми несложными учебными заданиями, они быстро делают их, в случае если эти задания переводятся в практическую плоскость либо в игру. Такие дети требуют особенного внимания, направленного на развитие их кругозора, любознательности, познавательного отношения к окружающему, поисков особенных форм и способов работы с ними. Принципиально важно включить ребенка в осмысленную деятельность, в ходе которой он сам имел возможность найти все новые и новые свойства предметов, подметить их сходства и различия.

Итак, дабы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень интеллектуальной деятельности, дать нужную систему знаний об окружающем.

Социальная и социально-психологическая

готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе — ответственная, но не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка к школе включает и формирование готовности к принятию новой социальной позиции (Божович Л. И. 1979) — положения школьника, имеющего круг ответственных обязанностей и прав и занимающего иное если сравнивать с детьми положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, преподавателям, к самому себе. Особые изучения, бессчётные опросы старших детей говорят о большой тяге детей к школе, о положительном в целом отношении к ней. Что же завлекает детей в школе? Возможно, внешние стороны школьной жизни? (Мне форму приобретут прекрасную, У меня будет новенький ранец и пенал, Там дремать не нужно днем В школе Боря обучается, он мой дорогой друг). Внешние аксессуары (форма, портфель, пенал, ранец и т. д.) школьной жизни, желание поменять обстановку вправду кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но главным образом школа завлекает детей своей основной деятельностью — учением: Желаю обучаться, дабы как отец быть, Обожаю писать, Обучусь писать, У меня братик имеется мелкий, ему также буду читать, В школе буду задачи решать. И это рвение естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего ребенка.

Ему уже не хватает только косвенным методом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А быть школьником — это уже осознаваемая ступень вверх к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как важное дело. Не проходит без внимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к ответственной, важной деятельности.

В случае если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то кроме того при наличии у него нужного запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему тяжело в школе. Так как не всегда большой уровень интеллектуального развития сходится с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, обучаются неровно. Их удачи налицо, в случае если занятия вызывают у них яркий интерес. Но в случае если учебное задание должно быть выполнено из эмоции долга и ответственности, таковой первоклассник делает его неосторожно, наспех, ему тяжело достигнуть нужного результата.

Еще хуже, в случае если дети не желают идти в школу. И не смотря на то, что число таких детей мало, они приводят к особой тревоге, озабоченность (Нет, не желаю в школу. Там двойки ставят. Дома ругать будут, Не желаю в школу, там программа тяжёлая и играться будет некогда). Обстоятельство аналогичного отношения к школе, в большинстве случаев, — итог ошибок в воспитании. Часто к нему приводит запугивание школой, что весьма опасно, вредно, особенно по отношению к робким, робким в себе детям (Ты же двух слов связать не можешь. Как же ты в школу отправишься?, Опять ты ничего не знаешь. Как же ты в школе обучаться будешь? Одни двойки будешь получать, Вот отправишься в школу — там тебе продемонстрируют). И какое количество терпения, внимания, теплоты, времени придется преподавателю выделить позже этим детям, дабы поменять их отношение к школе, вселить веру в личные силы. А это, несомненно, значительно тяжелее, чем сходу сформировать положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты; рвение занять новое социальное положение, т. е. стать школьником, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к преподавателю, старшим товарищам по школе. Преподавателям, воспитателям детских садов, родителям принципиально важно знать уровень, степень сформированности положительного отношения к школе, дабы избрать верный путь для формирования интереса к ней.

Изучения говорят о том, что происхождение осознанного отношения к школе как к источнику знаний не только связано с расширением и углублением представлений об окружающем, но и определяется воспитательной ценностью, достоверностью, доступностью информируемой детям информации и, что направляться ответить очень, методом его подачи. Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к школе в ходе деятельности ребенка — нужное условие формирования его положительного отношения к школе. Исходя из этого принципиально важно, дабы информируемый детям материал о школе был не только понятен, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего есть включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и эмоции.

Психологическая готовность к школе

Разнообразны конкретные способы, средства, применяемые для этого: экскурсии по школе, встречи с преподавателями, рассказы взрослых о своих любимых преподавателях, общение со сверстниками, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов о школе, посильное включение в публичную жизнь школы, проведение совместных выставок детских работ, праздничных дней.

Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких социально-психологических личностных качеств, каковые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, преподавателями. Так как кроме того те дети, каковые посещали детский сад и привыкли обходиться без маминого присутствия, быть в окружении сверстников, выясняются, в большинстве случаев, в школе среди незнакомых им сверстников.

Ребенку нужно умение войти в детское общество, функционировать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, каковые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Степень сформированности этих личностных качеств и умений в значительной мере зависит от эмоционального климата, который господствует в группе детского сада, от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Изучение дошкольной группы продемонстрировало, что она представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют неспециализированные и возрастные социально-психологические закономерности. В первом школьном классе если сравнивать с дошкольной группой появляется ряд значительных социально-психологических новообразований, каковые вызваны трансформацией ведущей деятельности и социальной позиции ребенка. В первую очередь это относится основных систем межличностных взаимоотношений в детской группе. Особые изучения продемонстрировали, что в дошкольной группе преобладающей есть система личных, эмоциональных взаимоотношений, каковые стихийно появляются в ходе игры и других видах деятельности.

В старшем детском возрасте уже четко обнаруживаются элементы иных, деловых взаимоотношений, взаимоотношений важной зависимости. Они складываются в ходе реализации в деятельности детей правилосообразных компонентов. Вместе с тем в детском возрасте эти элементы еще не выстраиваются в целостную систему, определяющую темперамент межличностных взаимоотношений.

Психологическая готовность к школе

Такая система появляется только в первом классе школы. Учение значительно изменяет социально-психологическую обстановку в детской группе. В первую очередь это относится, как показывают изучения (А. Б. Ценципер, А. М. Счастная), статусно-ролевой ее структуры. Приобретение учебной деятельностью ведущее роли значительно изменяет ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии, на базе которых проходило социально-психологическое ранжирование членов группы в детском возрасте. Содержание нравственного примера изменяется, и вследствие этого ряд факторов, каковые в дошкольной группе значительно определяли положение ребенка в системе межличностных взаимоотношений, в школе или не срабатывают, или подвергаются значительной переоценке. На первый замысел выдвигаются новые факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жестко фиксированные оценочные эталоны (отличник, троечник и т. д.) и четко обозначенные социальные роли.

Для понимания социально-психологических предпосылок формирования личности ребенка значительное значение имеет учет тех конкретных последствий, каковые вытекают из указанных трансформаций.

Активное включение в жизнь шестилетних детей учения оказывает помощь обеспечить постепенность в формировании системы взаимоотношений важной зависимости. Но, работая с шестилетками, не нужно забывать о сложности этого возраста. Очень многое в их поведении, взаимоотношениях определяется теми отношениями, каковые формируются в типично дошкольных видах деятельности. Воспитателю необходимо знать, за какие конкретно качества, поступки одни дети оказываются популярными в группе и что привело других к негативному положению среди сверстников, знать, дабы оказать помощь получить каждому ребенку более благоприятное положение в системе личных взаимоотношений, вовремя скорректировать тенденцию к стабилизации неудовлетворительного положения,

Большую помощь в этом может оказать упрочнение преемственности между детским садом и школой. В случае если ранее сложившиеся отношения детей в группах детского сада максимально благоприятны, то нужно было бы из таких групп (там, где это вероятно) комплектовать первый школьный класс. Тех же детей, чей статус в группе низок, целесообразнее вводить в новые для них коллективы, создавая возможность для формирования новых положительных взаимоотношений со сверстниками.

Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные и переданные преподавателям начальных классов, — ответственный путь углубления данной преемственности, талантливый оказать значительную помощь в развитии личности ребенка.

Ни с чем не сравнима в формировании психологической готовности детей к школе роль личности самого педагога. Его убежденность, отношение к людям, к своему труду имеют определяющее значение. Психологическая наблюдательность, юмор, развитое воображение, коммуникативные способности оказывают помощь ему хорошо осознать ребенка, вступить с ним в контакт, отыскать верный выход из видящихся затруднений.

Волевая готовность ребенка к школе

Важного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника.

Его ожидает напряженный труд, он должен мочь делать не только то что ему хочется, но да и то, что от него потребует преподаватель, школьный режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и нужное, необходимо волевое усилие, свойство руководить своим поведением, умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью. Наблюдения, беседы с преподавателями говорят о разном, довольно часто еще недостаточном уровне данной готовности у поступающих в школу детей. Но предпосылки для формирования ее имеются.

Характерной чертой этого периода есть свойство соподчинять мотивы своего поведения. Исходя из этого так принципиально важно еще в детском возрасте развивать свойство не только функционировать по моральным мотивам, но и отказаться при необходимости от того, что конкретно завлекало.

Психологическая готовность к школе

Сложнее дело обстоит с произвольностью познавательной деятельности. Пригодятся время и педагогические усилия, перед тем как требования к ребенку со стороны взрослого, его программа (дать знания впрок, для будущего) превратятся в собственную программу ребенка (Л. С. Выготский). Зачатки данной способности начинают формироваться в старшем детском возрасте.

направляться иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения детей есть единство мотивационной и операционной сторон, т. е. характерного для ребенка отношения к трудностям и обычных для него способов их преодоления. Исходя из этого, как показывают особые изучения (Котырло В. К. 1971), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов успехи цели. Нужно вырабатывать у детей рвение не отступать перед трудностями, а преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это окажет помощь ребенку самостоятельно, только при незначительной помощи преодолеть трудности, каковые появятся у него в первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетке руководить своим поведением, в большей мере зависит от степени его чувствительности к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода чувствительности, серьёзное место занимает темперамент взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого при помощи словесных руководств, знаковых средств (Выготский Л. С, 1984).

Формирование психологической готовности

к школе в различных видах деятельности

Некоторым воспитателям и преподавателям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, направляться как возможно больше внимания уделять занятиям, каковые проводятся способами и приемами школьного типа, и не тратить времени на несерьезные дела: игру, конструирование, лепку, прогулки. Да, возможности шестилеток в усвоении определенных знаний и умений относительно громадны. Но нельзя не учитывать того, каких психических и физических сил это требует от них, своеобразия мотивов их поведения. Эффективность педагогических действий в работе со старшими детьми будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в будущем ошибкам.

Подготовка детей к школе наиболее удачно осуществляется не школьными, а дошкольными способами. Очень серьёзное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному, занимает игровая деятельность. Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игре деятельно формируются, как уже отмечалось, предпосылки мотивационной готовности ребенка к школе.

В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах людской деятельности, появляется сознание своего органического места в системе взаимоотношений взрослых и потребность быть взрослым (Эльконин Д. Б. 1960).

Ключевую роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность (особенно для овладения грамотой и математическими знаниями). Но обучение старших детей достигает громаднейшей эффективности тогда, в то время, когда занятия не преобразовываются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и способов детского воспитания. Обучение шестилеток проходит более действенно, в случае если, к примеру, при усвоении баз математики им предоставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами применяемых игрушек, картинами и другими настоящими предметами. Старшим дошкольникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, в случае если предварительно, в ходе независимой деятельности, они овладевают умениями пользоваться условными мерками.

Положительные результаты, как показывают изучения, дает применение в обучении детей способа постепенного формирования умственных действий, предложенного отечественным психологом П. Я. Гальпериным (1959, 1976). Такое обучение не только удачно формирует особые умения старшего ребенка, но и ведет к увеличению его неспециализированного интеллектуального уровня.

Громадна роль учебной деятельности и в формировании знаний о предметах и явлениях окружающей природы, публичной жизни, в развитии речи ребенка.

Как раз в учебной деятельности приобретаются зачатки особых учебных навыков. К началу школьного возраста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особенная чувствительность к оценке результатов, рвение к признанию его достижений, появляется кроме того вкус к тяжёлым учебным задачам, решаемым в уме. Он делается более требовательным к себе, научается более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение (к примеру, на занятиях уже сам следит за позой, выполняет правило работы в коллективе и т. п.). Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, деятельно содействуют эстетическому, нравственному формированию будущего школьника, будят детскую фантазию, идея. Но сила влияния этих видов деятельности на психику ребенка и тут сильно зависит от управления, организации воспитателем этих видов деятельности.

В ходе изобразительной деятельности начинается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, нужные для подготовки ребенка к овладению письмом. В громаднейшей степени этому содействует создание детьми изображений не по частям, а из целого куска (глины, пластилина), одной линией контура (в рисовании, аппликации). Ребенок успешнее овладевает письмом, если он может создавать рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию для того чтобы рода движений содействуют, к примеру, рисование растений, декоративное рисование по мотивам русских, белорусских, украинских вышивок, росписей и т. п.

Легко не вынешь и рыбку из пруда, — правильно подметил народ. Трудолюбие нужно не только в отдаленном будущем, но и чтобы верно выполнить учебное задание учителя. Только деятельно включая детей в посильный ,для них бытовой труд, разные виды дежурств, самообслуживание, деятельность на природе, возможно сформировать у них любовь к труду, ответственность, самостоятельность, любознательность, помогающие ребятам безболезненно перейти к новой ответственной ступени их жизни — стать школьником.

Психологическая готовность к школе

Особенное место в психологическом развитии старшего ребенка занимает общение его со взрослыми, которое имеет громадное значение в формировании ответственных изменений, подготавливающих смену ведущей деятельности (игры на учение).

В конце дошкольного детства преобладает особенная форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший данной формы общения, усваивает особенную позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая формирует очень благоприятные условия для обучения в школе, где ему нужно будет воспринимать большое количество новой информации, принимая ее без возражения, как бы необыкновенна она ни была. Как раз в ходе личностного общения дети в первый раз покупают такие интеллектуальные умения, как свойство принимать и перерабатывать внеситуативную данные, самим ее отбирать и обрабатывать для дискуссии с другими людьми. Все это — полезные предпосылки для обучения в школе.

Итак, подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Нужно сформировать систему определенных качеств, каковые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из наиболее значимых задач воспитателей дошкольных учреждений.